Солистка петербургского Михайловского театра Анна Даттай свою вокальную карьеру начинала на сцене НОВАТа. Выпускница новосибирской консерватории, ученица выдающейся певицы и педагога Зинаиды Захаровны Диденко, впервые вышла на новосибирскую сцену еще во время учебы в партии Лиу в «Турандот» Дж. Пуччини. В НОВАТе Анна спела Франческу в опере С.В. Рахманинова «Франческа да Римини», Микаэлу в «Кармен» Ж. Бизе, Татьяну в «Евгении Онегине» и заглавную партию в «Иоланте» П.И. Чайковского, Памину в «Волшебной флейте» В.А. Моцарта. В этом году артистка уже дважды участвовала в спектаклях НОВАТа. В ближайшем показе оперы «Аида» 28 апреля вновь исполняет заглавную партию.
Накануне спектакля артистка рассказала, как развивается ее карьера в петербургском театре и о своих впечатлениях от новой встречи с новосибирской сценой.
Вы второй раз будете петь партию Аиды на нашей сцене. Каковы ваши ощущения от возвращения на сцену своего первого театра?
Я очень рада, что снова пою в новосибирском оперном, потому что я очень люблю этот театр. Признаюсь, в первый раз вернуться на эту сцену было очень волнительно. Здесь ведь есть педагоги, которые знают меня с самых первых моих шагов в театре. Когда я в первый раз пела Аиду в Михайловском театре, я даже не так сильно волновалась, как перед первым исполнением этой партии здесь в феврале этого года. Во-первых, это самая большая по объему моя работа, во-вторых, это уже более крепкий репертуар. Я скучаю и по новосибирским спектаклям: по «Турандот» и моей любимой Лиу, по «Кармен», в которой здесь впервые пела Микаэлу. В Михайловском тоже сейчас есть эта опера, и я в ней пою партию Микаэлы, но мне очень нравится и новосибирский спектакль.
Уже вторую «Аиду» в НОВАТе вы поете с Михаилом Пироговым и Ксенией Дудниковой. Как вам с ними работается?
vПросто замечательно. Михаил ‒ очень хороший партнер, теплый человек, всегда поможет, подскажет. Вообще, очень приятно работать и Мишей, и с Ксенией, и с Павлом Анциферовым, с которым я познакомилась на февральской «Аиде», где он пел в первый раз партию Амонасро. Паша тоже прекрасный певец, отличный партнер.
Что происходило в вашей творческой жизни с момента, как вас пригласили в оперную труппу Михайловского театра?
Мне почти сразу предложили исполнить партию Лизы в «Пиковой даме» Чайковского. Затем в оперетте «Летучая мышь» на сцене Эрмитажного театра я спела Розалинду. Это было концертное исполнение, тоже постановка Михайловского театра. Потом был дебют в партии Амелии в «Бале-маскараде» Верди. Дебют был довольно успешным: публика очень хорошо нас принимала, зрители написали мне много теплых сообщений после спектакля. Затем была премьера постановки «Летучей мыши» на сцене Михайловского театра в постановке режиссера Юлии Прохоровой, где я вновь пела Розалинду. Люблю этот спектакль, всегда очень жду его. Как раз вскоре после Аиды буду петь Розалинду вместе с Сергеем Кузьминым, который тоже ранее работал в труппе НОВАТа. После Розалинды в Михайловском театре состоялся значимый для меня дебют в партии Аиды. Постановка Михайловского театра просто идеальна для дебюта, спектакль поставлен очень удобно для вокалиста, а сама музыка ведь достаточно сложная, да и материал масштабный. Я очень благодарна дирижеру Александру Соловьеву и Юлии Прохоровой, ассистенту режиссера, за то, что с ними процесс ввода в «Аиду» был у меня очень спокойным и комфортным ‒ никакого стресса, давления, зажимов. В этом большая заслуга именно Александра Александровича: он пришел, послушал, позанимался со мной, что-то подсказал, направил, и в итоге я вышла на спектакль очень спокойной, довольно уверенной. Волнение, конечно, присутствовало, но это было скорее предвкушение, а не страх. Меня очень поддерживали и партнеры. Вообще, труппа Михайловского меня тепло приняла. Вспоминается такой эпизод: перед «Аидой» Александр Александрович на репетиции, открывая партитуру, сказал нам с Катей Егоровой, которая пела Амнерис: «Девчонки, я чувствую, что завтра будет очень хороший спектакль». Не каждый может найти возможность вселить в тебя уверенность, подойти непосредственно перед спектаклем и сказать какие-то ободряющие слова. Меня очень поддерживали и во всем помогали и партнеры, и педагоги, и концертмейстеры. Мне помогает коуч, благодаря которому у меня неплохое произношение на итальянском языке, что отмечают мои коллеги. Эта помощь и поддержка очень помогает моему профессиональному развитию. Вообще, я лучше чувствую себя в зарубежном материале, это еще со времен консерватории.
У нас есть повод вспомнить вашего педагога в консерватории Зинаиду Захаровну Диденко. Насколько нам известно, она тоже считала, что вам подходит музыка Верди, Пуччини.
Да, я с ней готовила Лиу, мы разбирали «Аиду». На самом деле, Зинаида Захаровна мне не раз говорила: «С твоим нутром, с твоими пиано, с твоим пониманием музыки у тебя лучше всего получатся две партии, они и станут твоими коронными». Одну из этих партий я уже пою ‒ это Аида, а вторую я не хочу называть, пока не представится возможность исполнить ее. Зинаида Захаровна в свое время была лучшей Аидой новосибирского театра и всегда пророчила мне успех в этой партии.
Расскажите о ваших дебютах на сцене Большого театра.
В Большом театре я спела Розалинду в «Летучей мыши». Там потребовалась артистка, которая могла бы исполнить эту партию на немецком языке, а я как раз чуть ранее спела Розалинду в Михайловском театре. Еще меня приглашали в Большой театр спеть Лизу в «Пиковой даме».
Как артистке вам ближе Розалинда и легкая, искрометная «Летучая мышь» или трагические роли?
Я начинала с драматичных, трагедийных ролей, но с удовольствием погружаюсь в легкую комедийную атмосферу «Летучей мыши». Всегда интересно пробовать что-то новое для себя, но я все-таки больше люблю пострадать на сцене.
Дж. Верди «Аида» ‒ 28 апреля в 17:00. С участием звезд оперной труппы Михайловского театра Анны Даттай, Михаила Пирогова и солистов НОВАТа: Ксении Дудниковой, Никиты Мухина, Павла Анциферова, Софии Бачаевой, Алексея Лаушкина, Виктора Дитенбира.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты ‒ на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи в Оперном! НОВАТ